Возможно ли
техническое творчество в дошкольном учреждении.....
Обратимся к определениям.
Творчество в широком смысле — это
деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и
поэтому основным показателем творчества является новизна его результата
(художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря,
новизна результата творческой деятельности носит объективный характер,
поскольку создается то, что раньше не существовало.
Техническое творчество это вид человеческой
деятельности, в результате которого создается технический продукт, обладающий
новизной.
Многие авторы приравнивают техническое творчество и
изобретательство. Изобретательство неотделимо от процесса творчества.
Применительно
к деятельности взрослых людей (или детей школьного возраста) выделяют относительно
самостоятельные виды творчества: техническое и художественное. У дошкольников
эти виды творчества еще не выступают в таком обособленном виде, образуя
комплексную художественно-техническую деятельность. На первое место ставятся
конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не
расчленена. (Википедия).
Так может ли дошкольник
придумать изобретение? С большой вероятностью можно утверждать, что нет.
Однако творческие
возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, что доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина,
Е.А. Флерина и др.).
Они определяют детское творчество как:
² создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего)
продукта (рисунка,
лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
²
придумывание к
известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому
характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание
своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
² применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности
в новой ситуации
(для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой,
жестами, вариациями голосов и т.д.),
² проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов
изображения, ситуаций, движений. Творчеством детей считают и сам процесс
создания
образов сказки,
рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п.,
поиски в процессе деятельности способов, путей
решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Мы считаем необходимым
развивать творческое начало в наших воспитанниках, чтобы в дальнейшей жизни они
стали творцами и изобретателями в разных сферах нашей жизни.
Так как творческие способности детей
развиваются в разных видах деятельности, мы организуем целенаправленный,
системный воспитательно-образовательный процесс.
Для развития креативности
дошкольников мы способствуем развитию у детей мышления (особенно образного) и
воображения. Учим детей ставить цель и добиваться ее. Предоставляем, по
возможности, им самостоятельность и свободу поведения при выборе деятельности, средств ее выполнения, темы, определение
собственной задачи и способов ее решения и т.п.). Так же стимулируем развитие
детского творчества путем положительного отношения к их инициативе и
творчеству.
В нашей группе часто устраиваются
выставки творчества, как коллективные, посвященные какой либо теме, так и
индивидуальные.
Одним из направлений в развитии
творчества в нашем саду является художественное творчество и ручной труд.
Для развития творческих способностей
нами широко применяются разные нетрадиционные техники рисования (Кляксография,
набрызги, с использованием соли, песка и др. материалов, рисование руками,
тычками. , ниткография и другие), аппликации (Квилинг, с использованием
бросового материала, различные объемные аппликативные техники) и лепки (из
соленого теста, глинокерамики, лепка с использованием бросового материала,
рельефная лепка).
Особое место занимает в нашей работе
ручной труд, где дети знакомятся с разными способами изготовления поделок из
ниток, картона, природного и бросового материала.
Каждый раз наблюдаешь, какой радостью
светятся глаза детей, когда у них получается их творческая работа. С какой
гордостью они показывают ее окружающим, своим родителям.
Мы надеемся, что благодаря нашей
педагогической деятельности в наших воспитанниках непременно разовьются
творческие способности.
Предлагаем вашему вниманию несколько творческих работ выполненных детьми старших групп нашего ДОУ под руководством Тоньшевой А.Н., Поляковой Н.А., Журавлевой Н.М. и Волковой В.В.
Выставка рисунков "С днем рождения Чебурашка"
Аппликация методом тычкования
тестопластика рисование мыльными пузырями рисование ладошками
Литература:
1. Богоявленская
Д. Б. О предмете и методе исследования
творческих способностей.// Психологический ж. Т. 16. №5. 1995. С.49 – 57.
2. Дружинин
В.Н. Психология общих способностей. -
М.: Латерна Вита, 1995..
3. Гатанов
Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации.//Психологичекая наука и образование. 1998. № 1, с. 93 –
100.
4. Пономарёв
Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 5.
Прохорова Л.Н.
Развиваем творческую активность дошкольников. Опыт работы и разработки занятий.
- Владимир: ВОИУУ, 1995.
|