Понедельник, 23.12.2024, 09:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт воспитателя Тоньшевой Аллы Николаевны

Категории раздела
Наш опрос
Легко ли вам внедрять ФГОС ДО
Всего ответов: 349
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ

Новые требования, которые предъявляются в современных условиях к дошкольному образованию, обусловливают необходимость совершенствования технологий образовательной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования нацеливают педагогов на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».

Поэтому, воспитатель – не просто транслятор знаний, но организатор развития личности ребенка, фасилитатор в раскрытии его личностного потенциала. Реализация образовательных стандартов предполагает новую роль педагога, использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения.

Именно такой, ориентированной на ценности саморазвития личности, является технология системно-деятельностного подхода.

Систематическая реализация технологий системно-деятельностного типа формирует осознанность детьми «открываемых» ими знаний, способствует развитию инициативы, самостоятельности (в первую очередь, мышления), ответственности. В образовательной деятельности необходимо создавать особые условия, в рамках которых ребенок становится подлинным субъектом детской деятельности.

В основе концепции системно-деятельностного подхода лежат теоретические идеи Л.С. Выготского о развитии личности в деятельности, продолжатели идей которого, его ученики (1930 г.) – А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта – стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, мотивы деятельности, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть). Существенный вклад в вопрос рассмотрения ребенка как субъекта деятельности внесли ученые В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Е.Н. Герасимова, О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, М.Н. Полякова и др., доказавшие, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной), в процессе которых происходит становление личности.

Значительными для теории системно-деятельностного подхода являются идеи А.Г. Асмолова. «Понятие системно-деятельностного подхода было введено нами в 1985 г. как особого рода понятие. Мы старались снять уже тогда оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок. Несколько замечательных ученых, прежде всего, В.Д. Шадриков, разными путями шли к этому подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов».

Значимый вклад в развитие технологии деятельностного подхода внесла Л.Г. Петерсон, по мнению которой деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Системно-деятельностный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Системно-деятельностный подход к обучению способствует развитию у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить). Системно-деятельностный подход к образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. -2009. -№ 4. -С. 18-22.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016.
  3. 14. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
Категория: Мои статьи | Добавил: Алла (10.04.2020)
Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск