Понедельник, 23.12.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт воспитателя Тоньшевой Аллы Николаевны

Категории раздела
Наш опрос
Легко ли вам внедрять ФГОС ДО
Всего ответов: 349
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Работаем по программе "Экономическое воспитание дошкольников"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел .......................................................................................... 3

1.1. Пояснительная записка .......................................................................... 3

1.2. Цель, принципы, структура Программы .............................................. 4

1.3. Планируемые результаты освоения Программы ..................................5

2. Содержательный раздел .............................................................................6

2.1. Календарное тематическое планирование образовательной деятельности.......................................................................................................................6

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы .......... 9

3. Организационный раздел.............................................................................9

3.1. Условия реализации задач……………………………………………….9

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы .... .10

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ...................................................................................................... 11

 

Целевой раздел

. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на один год обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Данная программа базируется на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников». Авторы программы: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.

1.2. Цель программы - помочь детям пяти - семи лет войти в социально - экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи программы:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Структура программы:

Программа состоит из четырех связанных между собой блоков:

1. Труд и продукт труда (товар).

Педагогические задачи:

формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

выработать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

2. Деньги и цена (стоимость)

Педагогические задачи:

познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Педагогические задачи:

дать представление о рекламе, ее назначении;

поощрять объективное отношение детей к рекламе;

развивать у детей способность различать рекламные уловки;

учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Педагогические задачи:

формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы дети:

адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

2. Содержательный раздел

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Методы и приемы

Словесные:

• рассказ

• чтение

• беседа

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

• Наблюдение

• Рассматривание

Организационные:

• интригующее начало

• эмоциональная завязка

• сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие :

• создание ситуации занимательности

• загадывание загадок

• создание ситуации новизны

• эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

• создание ситуации столкновения мнений

• игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)

• игровое упражнение

• проведение опыта

• экспериментирование

• проблемно-поисковые методы

Организационный раздел

Условия реализации задач:

программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;

необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;

внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;

успешной реализации программы способствуют:

- чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;

- решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;

- создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ,

1 занятие в неделю.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Предметная среда

К теме “Труд-продукт-товар”

Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.

Посуда, книги разного качества (сорта).

Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.

Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).

Ценники.

Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

К теме “Реклама”

Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.

Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.

Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

К теме “Деньги”

Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.

Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).

“Портреты” членов семьи.

Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.

Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.

Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.

Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Нормативные документы

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена

решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

Рекомендуемая литература

Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Сободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005 28 с.

Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012 104 с.

Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016 336 с.

Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017 № 8 С. 349–351.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995 № 9

Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015 С. 39–41.

Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.

Ш атова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015 48 с.

Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 256 с.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования

и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности

граждан «Дружи с финансами»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Алла (10.12.2019)
Просмотров: 2346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск