СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел .......................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................... 3
1.2. Цель, принципы, структура Программы .............................................. 4
1.3. Планируемые результаты освоения Программы ..................................5
2. Содержательный раздел .............................................................................6
2.1. Календарное тематическое планирование образовательной деятельности.......................................................................................................................6
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы .......... 9
3. Организационный раздел.............................................................................9
3.1. Условия реализации задач……………………………………………….9
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы .... .10
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ...................................................................................................... 11
Целевой раздел
. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на один год обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников». Авторы программы: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.
1.2. Цель программы - помочь детям пяти - семи лет войти в социально - экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи программы:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Структура программы:
Программа состоит из четырех связанных между собой блоков:
1. Труд и продукт труда (товар).
Педагогические задачи:
формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
выработать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
2. Деньги и цена (стоимость)
Педагогические задачи:
познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
Педагогические задачи:
дать представление о рекламе, ее назначении;
поощрять объективное отношение детей к рекламе;
развивать у детей способность различать рекламные уловки;
учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
4. Полезные экономические навыки и привычки в быту
Педагогические задачи:
формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы дети:
адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
2. Содержательный раздел
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Методы и приемы
Словесные:
• рассказ
• чтение
• беседа
Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала всех органов чувств – слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):
• Наблюдение
• Рассматривание
Организационные:
• интригующее начало
• эмоциональная завязка
• сюрпризный момент и т. д.
Мотивирующие :
• создание ситуации занимательности
• загадывание загадок
• создание ситуации новизны
• эффект удивления и т.д.
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:
• создание ситуации столкновения мнений
• игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
• игровое упражнение
• проведение опыта
• экспериментирование
• проблемно-поисковые методы
Организационный раздел
Условия реализации задач:
программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
успешной реализации программы способствуют:
- чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
- решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
- создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ,
1 занятие в неделю.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
Посуда, книги разного качества (сорта).
Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
Ценники.
Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
К теме “Реклама”
Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
“Портреты” членов семьи.
Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Нормативные документы
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена
решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
Рекомендуемая литература
Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Сободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005 28 с.
Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012 104 с.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016 336 с.
Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017 № 8 С. 349–351.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995 № 9
Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015 С. 39–41.
Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
Ш атова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015 48 с.
Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 256 с.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности
граждан «Дружи с финансами»
|