Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить изобразительная деятельность, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка.
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
развития у детей интереса к эстетической стороне действительности.
приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности,
развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Решить эти задачи с детьми раннего дошкольного возраста нам помогает использование нетрадиционной техники рисования, так как в этом возрасте у детей еще не сформированы навыки рисования карандашом и кисточкой.
Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.
Поэтому мы разработали проект «Цветные ладошки».
Цель проекта - формирование у детей раннего дошкольного возраста художественно творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- развивать воображение и творческие способности детей,
- обогащать и расширять художественный опыт детей,
- развивать желание экспериментировать,
- поощрять и поддерживать творческие находки.
- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
Возраст участников - детей проекта: 3-4 года.
Участники проекта:
воспитатели; воспитанники; семьи воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Ребенок:
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- проявляет интерес к рисованию, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- имеет положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- умеет использовать различные техники нетрадиционного рисования.
Этапы работы над проектом
месяц
|
тема ОД
|
цель
|
интеграция образовательных областей
|
взаимодействие с семьями детей
|
сентябрь
|
«Веселый мишка» (рисование пальчиками)
|
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, штампами; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.
|
Чтение З.Александровой «Мой
Мишка», с/р игра «Угостим Мишку вареньем», п/и «У медведя во бору», д/и «Нарядим Мишку», игра со строителем «Домик для Мишки»
|
Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
|
«Цветочная полянка»
(рисование штампами)
|
Наблюдения «Осенние цветы», д/и «Собери цветок», с\р игра «Садовник», п/игра «Найди свой цветок», пальчиковая гимнастика «Цветок»
|
октябрь
|
«Мячики для Тани» (рисование штампами – пробками).
|
Развитие воображения, умения решать проблему.
Учить детей рисовать штампами, ориентироваться на листе бумаги.
|
Чтение А. Барто «Мяч», п/игра «Мой веселы мяч», д/и «Найди такой же по цвету», лепка из теста «Мячики», игры с мячами.
|
Информационные листы «Лепим из теста».
Привлечение к изготовлению гербария «Осенние листья».
Участие в конкурсе творческих работ (с использованием нетрадиционной техники) «Золотая осень».
|
«Осеннее дерево» (рисование штампами).
|
Чтение стихи об осени, имитационная игра «Листопад», п/игра «Собери букет», пальчиковая гимнастика «Букет для мамы», д/и «Собери дерево», дыхательная гимнастика «Подуй на листок».
Наблюдения: «Осенние деревья», «Листопад», «Разноцветные листья».
|
ноябрь
|
«Зернышки для петушка, курочки и цыплят» (рисование ватными палочками)
|
Знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.
|
Чтение потешки «Петушок», муз.игра «Вышла курочка гулять…», рассматривание картины «Дети кормят цыплят», п/и «Лиса и цыплята», игра со строителем «Птичий двор», лепка «Зернышки для цыплят»
|
Мастер-класс «Рисуем пальчиками и ладошками дома».
|
«Два веселых гуся»
(рисование ладошками)
|
Познакомить с техникой печатания ладошками, учить дорисовывать рисунки. Развитие творческого воображения, мелкой моторики и речи.
|
Слушанье и игра импровизация песни «Два веселых гуся», речевая игра «Гусыня и гусята»,
Рассматривание картины «Птичий двор»,
Игры конструктором и фигурками домашних птиц.
|
декабрь
|
«Маленькой елочке холодно зимой». (техника печатания (оттиск пробкой, печаткой из картофеля)
|
Закреплять умение наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Воспитывать аккуратность.
|
Слушание песни «Маленькой елочке холодно зимой».
Наблюдения: «Елочка под снежной шубкой», «Снегопад», «Снежинки».
Игра-иммитация «Снежинки», п/игра «Снежки», лепка «Снегопад», Чтение стихотворение Н. Некрасов «Снежок»
|
Буклет «Что рисовать с ребенком»
Привлечение к изготовлению
штампов из подручного материала.
Изготовление новогодних игрушек для елки своими руками.
|
«Новогодняя елочка» (рисование пальчиками)
|
Учить детей рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
|
Заучивание Я. Аким «Елка наряжается»,
Украшение новогодней елки в группе.
Пение «Висят на елке бусы», хороводные игры вокруг елки.
|
январь
|
«Ягоды рябины для снегирей» (рисование ватными палочками)
|
Закрепить навык рисования красками при помощи ватных палочек, знания цветов; формировать интерес к рисованию, воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
|
Чтение А. Прокофьев «Выбегай поскорей посмотреть на снегирей…», наблюдения: «Ягоды рябины», «Снегири на рябине».
п/игра «Птички разлетелись», лепка «Ягодки».
|
Информационный лист «Наблюдения зимой на природе».
|
февраль
|
«Веселый снеговик»
(метод тычок сухой кистью, ватными палочками, штампами)
|
Развитие творческих способностей, мелкой моторики, речи. Учить сочетать в работе несколько видов нетрадиционной техники.
|
Лепка снеговика на прогулке, п/игра «Снежки», д/игра «Собери Снеговика», заучивание стихотворения М. Янушкевич «Я веселый Снеговик».
|
Беседа «Речь ребенка на кончиках пальцев»,
Консультация «Матрешка в сенсорном развитии ребенка».
|
«Матрешка» (оттиск штампом, рисование пальцами)
|
Рассматривание Матрешек, д/игра «Собери матрешек», слушание песни «Матрешки», разучивание танца «Мы веселые матрешки», конструирование «Домик для Матрешки»
|
март
|
«Ветка мимозы» (рисование тычками)
|
Учить детей рисовать красками тычками, располагать рисунок в соответствии с образцом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию
|
Рассматривание ветки мимозы, беседа «Ветку мимозы я маме подарю», чтение Е.Благинина «Мимоза».
|
Мастер-класс «Техника нетрадиционного рисования»
|
«Солнышко» (рисование ладошками)
|
Упражнять в технике печатания ладошками, развивать творческое воображение, познавательную активность.
|
Чтение потешки «Солныщко, солнышко», п/и «Солнышко и дождь», пение песенки «Светит солнышко в окошко», д/и «Сложи солнышко»
|
апрель
|
«Ёжик» (рисование ладошками)
|
Упражнять в технике печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки, развивать инициативность, познавательную активность.
|
Чтение Б.Заходер «Еж», п/игра «Ежики», конструирование из прищепок «Иголки для ёжика», пальчиковая гимнастика «Ежики», рассматривание картины «Ежиха с ежатами»
|
Выставка творческих работ родителей и детей «Цветные ладошки», выполненная в технике нетрадиционного рисования.
|
«Травка» (рисование ладошками, пальчиками)
|
Наблюдение «Молодая травка».
|
май
|
«Мой любимый дождик» (рисование печатками).
|
Упражнять в технике печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции.
|
Наблюдение за дождем, заучивание стихотворения «Дождь»,
п/и «Солныщко и дождь».
|
Анкетирование «Нетрадиционная техника рисования дома»
|
Одуванчик (рисование методом тычка)
|
Учить рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчика закрепить умение детей закрашивать листья кончиком кисточки, расширить знания детей о первых весенних цветах.
|
Наблюдения за одуваниками, чтение стихотворения «Одуванчик».
|
Список литературы
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
- Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
- Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
- Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
- Система эстетического воспитания в детском саду./ Под.ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956г.
- Художественное творчество и ребёнок / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
- Эстетическое воспитание в детском саду./ Под.ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.
|