Актуальность:
Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Без специальных знаний, окружающий мир может стать опасным для ребенка– это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Участники проекта:
Дети, педагоги, родители.
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи:
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему
- Воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
Задачи по взаимодействию с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Длительность проекта: долгосрочный – сентябрь - август
Предполагаемые итоги проекта:
• Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
• Повышение компетентности родителей в области безопасности детей в окружающем мире.
• Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
• Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
• Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный - постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
I этап.
- составление проекта
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей ;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
2 этап – собственно – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ II этапа.
1. Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
- Рассматривание плаката: «Азбука безопасности на дороге» Пожарная безопасность. «Мое здоровье - мое богатство».
- Настольная игра: «Знаки дорожного движения», «Валеология», «Огнеопасные предметы»,
- Дидактические игры: «Разрешается-запрещается», «Дорожные знаки», "Слушай внимательно", "Угадай профессию", «Что где растет», "С чем нельзя в лес ходить?", «Подскажи словечко», «Обезьянки», «Я знаю пять растений», «Береги, живое», «Внимание! Дорога!» , «Как избежать неприятностей».
- Подвижные и малоподвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Веселый пешеход», «Пожарные на учениях», «Самолеты» , «Цыплята и наседка», «Мышеловка»
- Сюжетно ролевая игра Мы – шоферы.
- Заучивание стихотворений о правилах дорожного движения, загадки о пожаре
- Беседы: «Правила поведения на дороге» «Спички - не игрушка, огонь не забава», «Один дома», «Я и моё здоровье».
- Наблюдения: «За работой водителя», «За машиной пожарных и беседа с командиром отделения», «За лекарственным растением «Мятой». Экскурсии по детскому саду.
- Творческая деятельность: Коллективная аппликация «Пожарная машина», рисование «Пожар» Конструирование «Улицы нашего села».
- Выставка в книжном уголке
- Совместная деятельность: театрализованная деятельность: «Кошкин дом».
2. Работа с родителями (оформление папок – передвижек, памяток, привлечение родителей к организации досугов, привлечение к изготовлению игрового оборудования на игровом участке, организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей»).
- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Памятка для родителей: «Обучение детей наблюдательности на улице».
- Памятка для родителей по правилам дорожного движении.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
- Памятка «Безопасность на водоеме.
- ширма: «Безопасность ребенка на улице».
- ширма : «Безопасность на транспорте».
- папки- передвижки: «01 – телефон пожарной охраны», «Лекарственные растения», «Безопасность на улице» «Предлагаем почитать. Стихи для детей о пожаре»
3. Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно-гигиенические, для физического развития, познавательного, изобразительного творчества)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ III этапа.
III этап – заключительный (обобщающий)
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
- Итоговое развлечение «Этот чудесный и опасный окружающий мир»;
- оформление альбома «Азбука безопасности»;
- оформление наглядной информации для родителей.
Предполагаемые результаты:
- дети узнают много об опасностях окружающего мира;
- дети будут иметь некоторые представления о правилах дорожного движения;
- дети будут уверенно называть причины пожара;
- у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- дети будут бережно относиться к растениям, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- к проекту будут привлечены родители, это даст большой плюс в воспитании детей группы и позволит продолжать работать в этом направлении в течении следующего года.
Методы проекта:
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, схемы эвакуации;
• игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
• практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Планирование образовательной работы по проекту.
|
Тема бесед.
|
Сентябрь
|
« Как песок может стать опасным»
Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
|
«Кошка и собака - наши соседи»»
Цель: Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными
|
Октябрь
|
«Как себя вести в группе» Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
|
«Личная безопасность на улице».
Цель: Разъяснить детям, какие опасности могут подстерегать на улице.
|
«Безопасность на дороге». Дать детям знания об опасностях, которые ждут их на улице, о правилах поведения на улице, правилах дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков.
|
«Переходим через улицу» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, прививать безопасный образ жизнедеятельности.
|
Ноябрь
|
«Регулировщик»
Цель: познакомить детей с профессией милиционера – регулировщика и работой ГАИ.
|
«Если чужой приходит в дом»
Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.
|
«Правила поведения в транспорте»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
|
«Осторожно улица». Предостеречь детей от неприятностей связанных с контактами с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности; учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
|
Декабрь
|
«Мы любим праздники в д/с» Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
|
«Как был наказан любопытный язычок» Цель: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
|
«Гололед» Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
|
«Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» Цель: Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать ёлку.
|
Январь
|
«Детские шалости с огнём»
Цель: Обучить детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём, об опасных последствиях пожаров в доме.
|
«Морозы жестокие в этом году» Цель: учить правильно вести себя в морозную погоду.
|
«Зимой на горке» Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки.
|
Февраль
|
«Зимние дороги» Цель: Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.
|
«Пожар в квартире» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара.
|
“Мостовая — для машин, тротуар — для пешехода” Программные задачи: уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их.
|
«Осторожно – электроприборы!» Цель: Закрепить представление об электроприборах, и правила поведения во время возгорания.
|
Март
|
«Скорая помощь». Учить детей в случае серьезного заболевания взрослого или ребенка быстро среагировать на ситуацию.
|
«Осторожно сосульки /снег с крыши/» Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма, если облизывать или есть- ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
|
«Службы «01», «02», «03» всегда на страже» познакомить со службами спасения; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.
|
«Запомните, детки таблетки – не конфетки»
Цель: Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни.
|
«Красный, жёлтый, зелёный.» Программные задачи: уточнить у детей значение о значении сигналов светофора: красный свет — стой, жёлтый — жди, зелёный — иди; развивать внимание; воспитывать желание строго соблюдать правила дорожного движения.
|
Апрель
|
«Будь осторожен с огнем». Закрепить знания правил пожарной безопасности. Прививать интерес к работе пожарных.
|
«Знаки дорожные помни всегда». Дать детям первоначальные знания о дорожных знаках. Научить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Воспитывать желание научить правилам поведения на улице младших детей, своих друзей.
|
«Безопасность в доме» Цель: Разъяснить детям, что простые вещи могут быть опасными для человека.
|
Май
|
«Безопасность на природе». Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
|
«Зебра и дорожный знак «Пешеходный переход» Цель: расширять у детей знания правил дорожного движения; улицу можно переходить в специальных местах, напомнить о значении дорожного знака пешеходный переход; воспитывать у детей желание соблюдать правила пешеходов.
|
«Трудовая деятельность» Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности.
|
«Дежурство по столовой» Цель: соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
|
июнь
|
«Умеешь ли ты обращаться с животными?». Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными.
|
«Мостовая — для машин, тротуар — для пешехода» Цель: уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их.
|
«Опасные предметы дома» Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми он встречается в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
|
июль
|
«Как вести себя в жару на участке?» Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор, закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
|
«Посмотри налево, посмотри направо». Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу.
|
«Насекомые- польза и вред» Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
|
август
|
"Школа пешехода" Цель: Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; играть только во дворе, а не на проезжей части улицы.
|
«Кухня – не место для игр!» Цель: Познакомить детей с опасными предметами, находящимися на кухне.
|
«Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться
|
|