Понедельник, 23.12.2024, 09:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт воспитателя Тоньшевой Аллы Николаевны

Категории раздела
Наш опрос
Легко ли вам внедрять ФГОС ДО
Всего ответов: 349
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Планирование хода образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Планирование хода образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода.

Прохорова Л.Н. профессор, кандидат педагогических наук на основе психологической структуры деятельности предлагает примерную карту-схему планирования образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода

Тематика занятия должна быть актуальна и близка детям, отвечать принципу возрастной адекватности и событийности, сформулирована в образной форме.

Название должно быть говорящим, отражать идею занятия и передавать суть планируемой деятельности, хотя бы частично.

Далее продумываются задачи, материалы, оборудование, взаимосвязь с другими видами деятельности, интегрированная деятельность до и после занятия, открытый выход

При планировании хода образовательной деятельности психологи предлагают придерживаться таких этапов деятельности:

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания,
  • процесс планирования (проектирования действий),
  • процесс осуществления действий,
  • процесс рефлексии (анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями).

1 этап  процесс вовлечения в деятельность, который включает в себя

  • Организационный момент;
  • Актуализацию имеющихся представлений детей с опорой на опыт;
  • Создание мотивации на предстоящую деятельность. На этом этапе важно сформировать у детей понимание смысла предстоящей деятельности ЗАЧЕМ?

Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и достигать желаемого результата. С помощью мотивации воспитателю удается вызвать эмоциональный отклик детей и желание помочь сказочному герою, создать ситуацию необходимости выполнения задания (творческого, продуктивного, поискового и др.), стимулировать активность детей, способствовать развитию инициативы, самостоятельности, ответственности, волевой регуляции, творческого воображения, фантазии детей.

Вовлечению в деятельность на занятии, для пробуждения интереса к обсуждаемой теме эффективно способствует спланированное, специально задуманное средство - Проблемная ситуация

Проблемная  ситуация может возникнуть в любом режимном моменте, но, на занятиях  педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: 

 - постановка проблемных задач;

 - изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, что вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию удивления или затруднения;

 - побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

 - постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Важно принимать все ответы детей, так как часто, самые абсурдные ответы приводят к решению проблемы или показывают в процессе выявления фактов, ошибочность данного решения… Важно, чтобы при решении проблемы, ребёнок самостоятельно увидел свою ошибку.  

На проблемно-диалогическом занятии воспитатель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает детям поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация детей позволяет воспитателю организовать поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим воспитатель обеспечивает открытие знаний детьми, а это гарантирует подлинное понимание материала: нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично сам.

Процесс целеполагания – важный этап образовательной деятельности, в котором активное участие принимают дети. Принимая решение по поводу проблемной ситуации дети предлагают – ЧТО они будут делать?

На занятиях организовать постановку темы и цели довольно сложно, но это возможно. Педагогу необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы цель стала “собственной” целью для детей, чтобы дети понимали значимость этой цели и необходимость ее решения.

В младших группах педагог помогает сформулировать цель и стремится к тому, чтобы дети приняли и осознали, что они будут делать, например, «Что мы сейчас будем лепить…, строить…; Зачем мы будем лепить пирожки? А что будет делать Сережа? Кому будет строить теремок Света? И ты Саша будешь помогать лепить пирожки для Машеньки?» Этими вопросами педагог стремиться сделать деятельность детей осмысленной и осознанной.

В старших группах дети уже сами способны формулировать цель предстоящей деятельности, но в ходе деятельности в случае необходимости педагог снова возвращается к намеченной цели.

В процессе  планирования (проектирования действий) осуществляется анализ познавательной задачи под руководством взрослого, выявление известного и неизвестного. Затем в процессе диалога педагога с детьми определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

В результате анализа дети выдвигают ряд определенных действий, проговаривают вслух установленный алгоритм действий (что делаю и почему, что идет и за чем, что должно получиться), воспитатель ненавязчиво, очень осторожно подводит к выбору необходимого способа решения.

Для успешного выполнения этапа «выбор материала и оборудования»  делается упор на создание предметно-развивающей среды, способствующей организации деятельности,  на предоставление детям свободы выбора, свободы действий и свободы перемещения.

С помощью уточняющих вопросов: Что нам для этого надо?, Что нам поможет..?, Где можно взять данные предметы?, Как ты думаешь, чего недостает здесь?  Может быть надо что-то добавить? дети снова и снова проговаривают свои действия, самостоятельно находят необходимые материалы. Воспитатель при этом одобряет попытки детей мыслить самостоятельно, тем самым, создавая в группе доброжелательную, творческую атмосферу.

Процесс  осуществления действий это конкретные действия субъектов образовательного процесса по достижению поставленной цели деятельности по составленному плану. Дети выполняют самостоятельные практические действия, проговаривая алгоритм действий «про себя». В процессе самостоятельной деятельности, ребенок осознает, уточняет и расширяет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Если ребенок испытывает затруднения, возможно использование уточняющих вопросов: Расскажи, что будешь делать?, Что надо сделать?, Что мы должны сделать вначале?, Сможешь сделать как я?.

 Важно, чтобы на этом этапе каждый ребенок чувствовал уверенность в себе (я могу, у меня получается), чтобы у него возникло желание получить удачный результат.

Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.

В завершение деятельности, соотносятся цель и результат деятельности, идет самооценка (самосознание) личных способностей, возможностей, знаний.

При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих сферы человеческой сущности:

1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед.

При подведении итога образовательной деятельности надо помнить, что вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Хорошо использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь козленку найти маму?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Марина?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д. Важно осознавать, что  непредусмотренный результат не является неправильным,  неправильный результат, тоже результат.

Каждый из структурных компонентов образовательной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода важен по-своему.

Организация и систематическая реализация образовательной деятельности в технологии системно-деятельностного подхода, формирует осознанность детьми «открываемых» ими знаний, способствует развитию инициативы, самостоятельности (в первую очередь, мышления), ответственности.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Алла (05.10.2024)
Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск