Дать представления о детях разного возраста, мальчиках и девочках.
Учить выделять особенности совсем маленьких (грудных) детей, малышей-дошкольников и детей школьного возраста. Различать и сравнивать их одежду, игрушки, предметы пользования, типичные занятия.
Прививать навык обращения друг к другу по имени, использовать уменьшительно-ласкательные имена и формы обращения к маленьким детям.
Учить детей делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуются, смеются, испугались, плачут), при рассматривании картинок, изображающих яркие эмоциональные состояния детей.
Приучать видеть негативные действия детей, рассуждать о них вместе с воспитателем, называть их последствия для других людей, высказывать свое отношение.
Учить различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей, вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах детей. Представлять, как можно помочь, чем порадовать другого в случае огорчения.
Учить понимать, что детям бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе (подойти, поговорить, предложить игрушку). Если ты будешь внимательным к товарищам, они станут внимательными к тебе — и всем будет хорошо и весело.
Побуждать проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми. Задавать вопросы о детях, событиях их жизни, поступках.
Воспитывать в детях приветливость, внимательность друг к другу.
Учить различать поступки по отношению к сверстникам, которые вызывают одобрение взрослых, и какие отдельные действия, не одобряются и запрещаются взрослыми по отношению к детям.
Приучать детей по примеру и побуждению воспитателя, проявлять доброе отношение к сверстникам: готовность к совместным действиям, умение спокойно играть рядом и в маленькой подгруппе, объединенной общим сюжетом игры; проявлять внимание к желаниям других детей, стремиться к согласованным действиям.
Учить замечать затруднения сверстника, его огорчения и оказывать помощь. По собственной инициативе доставлять радость товарищам по группе: принести интересную книжку, новую игрушку и т. п.
Приучать испытывать удовольствие от участия в добрых делах (поздравить сверстника с днем рождения, обменяться «сокровищами», собрать цветы и одарить ими девочек в группе и т.п.).
Учить выражать в общении с товарищами свои замыслы понятно для окружающих: повторять, если другие не поняли; задавать вопрос, если сам не понял другого.
Учить рассказывать о своих друзьях, о сверстниках в группе, об их любимых занятиях, некоторых чертах характера.
Приучать детей проявлять интерес к событиям жизни других детей. Спрашивать у воспитателя о причинах долгого отсутствия своих друзей, радоваться возвращению сверстников после болезни.
Пример взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «Накормим голодных обезьянок»; «Построим ежику Колючке теплый домик»; «Найдем друга котенку» и др.
Дидактические игры: «Что такое хорошо..»
содержание: Отобрать картинки, изображающие добрые поступки детей, выразить к ним свое отношение.
«Реши проблему»
содержание: разрешить проблемные ситуации. (Почему Саше стало грустно в саду? Почему Сережа вышел из игры?)
Рассматривание картинок, фотографий, отражающих сюжеты общения, совместных дел, любви и нежности детей и взрослых (мать и дитя, отец и сын, бабушка и внуки).
Беседы: «Расскажи о друге»; «О вежливом мальчике» и др.
Взаимодействие со взрослыми.
Задачи
Методические приемы
Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям - любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Приобщать дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения.
Углублять представления детей о людях: о различии людей по полу и возрасту.
Учить сравнивать людей разного возраста и пола, выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий.
Узнавать и называть людей отдельных профессий.
Учить детей выделять действия и поступки взрослых на картинках, в сказках, в жизни, в которых проявляется их забота о других. Выделять отдельные поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю.
Учить сравнивать разные ярко выраженные эмоциональные состояния людей, изображенных на картинках; видеть проявления эмоционального состояния в выражении лица, жестах, интонации голоса; объединять изображения разных людей по общности их эмоционального состояния; устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием изображенных на них детей и взрослых.
Расширять представления детей о семье, о ближайших родственниках, о том, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.
Учить отвечать на вопросы о своей семье, о братьях, сестрах, бабушках и дедушках.
Приучать детей в привычной обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого.
Приучать быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием.
Воспитывать заботливое отношение к близким, воспитателю: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки.
Стимулировать желание сделать приятное близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи).
Учить говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.
Пример взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад»; «Семья»; «Идем в гости» и др.
Дидактические игры: «Профессии» содержание: Соединить картинки с изображением человека определенной профессии и полагающегося предмета для этой профессии.
«Эмоциональная азбука» содержание: Разложить картинки по общему эмоциональному состоянию героев.
«Эмоции» содержание: устанавить связь между действием и эмоциональным состоянием изображенных на картинках детей и взрослых (Почему радуется мама? Почему рассердился дедушка?).
«Составь семью»
содержание: Из набора фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, составить семью, отразить разные сюжеты из жизни семьи, используя дополнительно наборы мебели, транспорта, городских построек.
Рассматривание картинок с изображением разных семей; называть родственные отношения (кто есть кто в семье).
Беседы: «Моя семья»; «Как мы помогаем взрослым»; и др.
Культура поведения.
Задачи
Методические приемы
Знакомить детей с представлениями о правилах культуры общения и взаимодействия.
Формировать у детей личное отношение к соблюдению и нарушению норм поведения.
Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь, не вмешиваться в разговор взрослых.
Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальной и столовой.
Продолжать учить детей узнавать и называть на картинках хорошие и плохие поступки детей и взрослых.
Приучать детей вести себя спокойно в общественных местах.
Учить детей слышать замечание взрослого и реагировать на него должным образом.
Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; совместно с воспитателем проводить его анализ.
Формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Пример взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие»; «Идем в гости»; «Угощение» и др.
Дидактические игры: «Что такое хорошо…?» содержание: Отобрать картинки, изображающие положительные поступки детей, выразить к ним свое отношение.