Продолжать формировать образ Я. Помочь детям осознать, кто они и какие они.
Учить подмечать особенности внешнего вида детей (лица, одежда, обувь), различать детей по признаку пола (мальчик, девочка).
Прививать навык обращения друг к другу по имени.
Учить детей делать вывод с помощью воспитателя об испытываемом детьми состоянии (радуются, смеются, испугались, плачут), при рассматривании картинок, изображающих яркие эмоциональные состояния детей.
Учить отбирать картинки с изображением одинаковых, эмоциональных состояний («Здесь все смеются»); понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей, что если кто-то плачет, огорчен, надо подойти и успокоить его.
Учить различать веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение детей и животных («Дети играют с котятами — всем весело»).
Воспитывать в детях приветливость, внимательность друг к другу.
Дать детям представления о том, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. (Хорошо, если ребенок угощает другого, утешает, если тот обижен.), и какие отдельные действия, не одобряются и запрещаются взрослыми по отношению к детям. (Нельзя обижать, причинять боль другим.).
Приучать детей по примеру и побуждению воспитателя:
проявлять доброе отношение к сверстникам: готовность к совместным действиям, умение спокойно играть рядом и в маленькой подгруппе, объединенной общим сюжетом игры;
замечать эмоциональное состояние сверстника, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь (пожалеть, утешить, угостить, пригласить в общую игру);
вместе со сверстниками принимать участие в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания, создаваемых воспитателем («Наш зайчик поранил лапку»). В ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения, помогать «попавшим в беду» игрушкам.
Стимулировать желание откликаться на предложение участвовать в общем деле: в хороводных, подвижных и имитационных играх, в собирании общих «сокровищ» (картинок, камешков, ракушек), в уборке игрушек, в подготовке к празднику.
Приучать испытывать удовольствие от участия в добрых делах (поздравить сверстника с днем рождения, обменяться «сокровищами», встретить вместе со всеми ребенка после болезни, собрать цветы и одарить ими девочек в группе, всем показать свою новую заводную игрушку и т.п.).
Приучать общаться без свойственной возрасту крикливой речи.
Пример взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «У Мишутки разболелось горлышко»; «Успокоим и обогреем зайку и поможем ему найти маму» «Накормим голодных обезьянок»; «Построим ежику Колючке теплый домик»; «Найдем друга котенку Пуку» и др.
Дидактические игры: «Что такое хорошо..»
содержание: Отобрать картинки, изображающие добрые поступки детей, выразить к ним свое отношение («Они мне нравятся. Это хорошие дети»).
«Назови ласковое слово»
содержание: Рассматривая картинки, попытаться по просьбе воспитателя представить себе и воспроизвести, как дети ласково обращаются друг к другу, какие слова говорят.
Беседы: «Кто мы такие»; «Мой друг»; «О вежливом медвежонке» и др.
Взаимодействие со взрослыми.
Задачи
Методические приемы
Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Выделять особенности внешности, прически, одежды, обуви взрослых людей; понимать различия взрослых по половому признаку.
Помогать детям выделять действия и поступки взрослых на картинках, в сказках, в жизни, в которых проявляется их забота о других. Выделять отдельные поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю.
Помогать определять ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы, гнев), соответствующую мимику, жесты; связывать эмоциональное состояние с определенными действиями и словами взрослого.
Дать детям представления о семье. Рассматривать картинки с изображением семьи, называть членов семьи, их действия. Выделять общее радостное настроение членов семьи, его причину (все смеются, в семье праздник, все встречают Деда Мороза).
Приучать детей выполнять просьбы взрослого, повторять действия, одобряемые взрослым, показывать свои любимые игрушки и др. В ответ на просьбу взрослого стараться сдержать негативные побуждения: не кричать громко, не хныкать.
По примеру воспитателя учить обращаться к старшим на «вы», называть воспитателя - по имени и отчеству.
Стимулировать желание у детей общаться со взрослыми, не отворачиваться от них, отвечать на вопросы о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду; охотно включаться в совместные игры или другие действия со взрослым.
Побуждать детей делать близким что-то хорошее; подарить цветы воспитательнице, принести дедушке очки, показать бабушке свои игрушки и др.
Пример взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки - матери»; «Семья» и др.
Дидактические игры: «Где кто?» содержание: Сравнивая, картинки, изображающие взрослых людей, отделить картинки с изображением мужчин от картинок с изображением женщин.
«Эмоциональная азбука» содержание: Разложить картинки по общему эмоциональному состоянию героев.
«Составь семью»
содержание: Из бумажных фигурок или игрушек составлять семью («Это папа, мама, дети») и рассказать о членах семьи.
Беседы: «Моя семья»; «Как мы помогаем взрослым»; «О вежливом медвежонке» и др.
Культура поведения.
Задачи
Методические приемы
Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальной и столовой.
Учить детей узнавать и называть на картинках хорошие и плохие поступки детей и взрослых.
Приучать детей вести себя спокойно в общественных местах.
Учить вежливо обращаться с просьбой к взрослым и благодарить их.
Продолжать учить детей ходить парами и здороваться со встречными взрослыми.
Учить детей слышать замечание взрослого и реагировать на него должным образом.
Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; совместно с воспитателем проводить его анализ.
Формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Пример взрослых.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Идем в гости»; «Угощение» и др.
Дидактические игры: «Что такое хорошо…?» содержание: Отобрать картинки, изображающие положительные поступки детей, выразить к ним свое отношение («Они мне нравятся. Это хорошие дети»).
Беседы: «Чем хорош Ваня» (рассказ о положительных чертах характера каждого ребенка).