Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Детское
экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в
жизни человека, в этот
период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность
понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным
образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным
руководством взрослого (Галина Михайловна. Лямина, Александра Платоновна Усова и
др.). Знания, добытые самостоятельно,
всегда являются осознанными и более прочными. Короткова
Надежда Александровна указывает: «Конечно, ребенок познает мир в
процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской
деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему
любознательность практикуется в установлении связей между предметами и
явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои
представления о мире».
В связи с этим в системе дошкольного образования
формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений
окружающего мира — метод экспериментирования.
Особенности деятельности экспериментирования были
изучены в целом ряде исследований Н.Н.
Поддьякова, Александра Ивановича
Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование
– это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется
собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых
знаний.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Главное достоинство применения метода экспериментирования
в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
•
Дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой
обитания.
•
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы.
•
Развивается речь.
•
Происходит накопление фонда умственных умений.
•
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного
результата.
•
Развивается эмоциональная сфера ребенка,
творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за
счет повышения общего уровня двигательной активности.
Педагоги и
психологи указывают, что для познавательного развития
дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.
Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма
поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено
следующими причинами:
-
недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;
-
воспитатели испытывают затруднения при моделировании
занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в
имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с
различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
Таким
образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития
деятельности детское экспериментирование и отсутствием технологии организации
этого процесса, что подвело к выбору темы моего исследования и к внедрению
детского экспериментирования в свою практическую деятельность.
Технология опыта.
Моя педагогическая работа по организации деятельности
детского экспериментирования осуществляется на протяжении 10 лет в МДОУ
«Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок».
В нашем МДОУ
есть «Опытническая лаборатория», однако, я оборудовала уголок
экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной
деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок
постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их
интересами.
В содержание уголка входит: зона "песка и воды",
разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты,
пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар,
свечи, совочки, мерные стаканчики. Не
все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в
процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок.
Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски
резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование
с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной
деятельности и развивается любознательность.
Организация детского экспериментирования.
Организуя детское
экспериментирование, я пришла к выводу о необходимости составления
перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по
экспериментированию, с учетом деятельностного подхода.
Наблюдая за детьми, я определила
объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в
соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по
следующим разделам: жидкость, свойства
воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое
тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,
свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение
цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
В настоящее время с 2007 г. я
использую проектную деятельность по развитию деятельности - экспериментирование,
благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими
видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о
мире.
Одними из
требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на
интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных
и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание
проблемного поля, активная деятельность
детей и мотивации деятельности.
Специально
организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе
самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта
работы других педагогов.
В
соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей
практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:
•
развивать
познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание
проблемных ситуаций;
•
подводить
детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
•
развивать
умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать
выводы;
•
развивать
коммуникативные навыки;
•
помогать
накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
•
способствовать
развитию умения обследовать предметы и
явления с разных сторон, выявлять зависимости;
•
развивать
умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход
деятельности;
Занятия проводятся с небольшими
подгруппами (от 7 до 12 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и
творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной
связи и учета продвижения каждого ребенка.
Для
поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации
даются мною от имени сказочного героя – Каркуши. Она маленькая, а младшему
можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в
ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой
Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а
что не тонет.
Процесс развития детского
экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной
деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие
разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже
возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное
желание действовать с чем-то, делать что-то.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему?
Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом
– на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать
сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.
Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
По окончании серий занятий, для закрепления
знаний нами организуются праздники и
развлечения: «Встреча Снеговика и Ледовика»; «Путешествие в волшебную страну
Вода»; «День рождения пруда» и др..
Этапы развития
деятельности детское экспериментирование в соответствии с возрастом детей.
Так как интерес к экспериментированию возникает с
раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию я начинаю проводить
со 2-й младшей группы.
С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к
экспериментированию.
С помощью игровых
персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли
резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег?
Как пройти по льду и не упасть и др.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по
переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со
свойствами некоторых материалов и
объектов неживой природы: воды; солнечных
лучей; льда; снега; стекла.
Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится
тень; о том, что разные предметы и животные
издают разные звуки; и др.
Мы проводим следующие
эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из
влажного песка можно лепить. "С кем
подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и
грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим
с тем, что если светить на предмет, то
появится тень. «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это
замороженная вода. И др.
В этом возрасте в экспериментировании я ставлю цель
опыта, помогаю детям продумать план его проведения, и вместе с детьми
осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию
результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на
одуванчик?"
Учу детей подбирать и
находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия,
видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную
исследовательскую активность детей.
Так, например, на занятии
«Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность,
бесцветность, может менять цвет.
Выступая,
как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для
этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы
решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан
бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета
краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности
обсуждаем производимые действия и то, что происходит.
Затем совместно делаем
выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может
поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни
детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.
На этом этапе идет практическое
освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют
в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со
способами фиксации полученных результатов.
В своей практике я использую следующие проблемные ситуации:
"Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?",
"Тонет - не тонет?", "Из каких материалов можно сделать
лодку?", "Поймай солнышко"
и др.
С детьми мы проводим эксперименты
по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек
высох быстрее?" (потому что он был на солнце); "Чей домик крепче: из
каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуем состав почвы, сравниваем
свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и
воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и
увеличительного стекла.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми
ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем
выводы.
Я развиваю умение детей вырабатывать
гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему
нельзя плавать на бумажном корабле?»
Так же учу детей в ходе
деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать
их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента я приучаю детей к
самостоятельности при уборке рабочего
места.
В процессе
экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и
сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в
диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций
обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю
более активным детям помочь застенчивым.
На 6-м, 7-м году жизни все более и более углубляются
представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию
и методике проведения.
Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще
принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию
результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким
он будет через 10 дней".
Я стимулирую детей к самостоятельному анализу
результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Для формирования навыков самостоятельного
экспериментирования детей, мною используются такие приемы:
-
Выполняю
работу по указанию детей. Когда, обучая меня, дети проговаривают план и
действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая
его в речи.
-
Следующий
прием это - Презентация ребенком своей деятельности. Дети рассказывают и
демонстрируют опыты, которые они провели дома. Что повышает самосознание и
самооценку.
В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах,
охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они
проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта,
их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.
Взаимодействие с
семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию
я рекомендую
родителям
создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно
обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Привлекаю родителей к оформлению уголка
экспериментирования в группе.
После проведения собраний, консультаций родители вместе
с детьми стали проводить
опыты дома.
Взаимодействие с родителями,
увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители
охотнее
обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Заключение.
В
результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у
детей развивается познавательная активность, появляется интерес к
поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется
кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях
происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.)
и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге,
стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У
детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать
гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются
качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,
познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная
работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к
получению новых знаний.
Таким
образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально
организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира
дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная
и апробированная на практике система по развитию деятельности детское
экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии
дошкольников.
|