(слайд 1) «Формирование основ гражданской идентичности дошкольников»
(слайд 2) На современном этапе в свете происходящих в мире событий, патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения приобрело особую значимость.
Важнейшим интегративным признаком гражданственности и критерием ее сформированности является наличие гражданской позиции. Разумеется, в дошкольном возрасте происходит формирование ее базиса. Педагоги и психологи указывают, что гражданская позиция состоит из элементов нравственной и правовой культуры личности, а также отношения к Родине.
Слайд 3 Именно активное гуманное отношение к окружающим, знакомство с нравственными и правовыми нормами, приобретение опыта бескорыстного участия в общественно значимых «добрых» мероприятиях, призвано обеспечить развитие у дошкольников в дальнейшем такого сложного качества, как гражданственность и будет способствовать положительной социализации дошкольников и человека в дальнейшей жизни.
(слайд 4) Основные задачи, которые мы решаем в процессе гражданско-патриотического воспитания это: привить детям уважение к семье, познакомить с их родословной, показать красоту родного края, рассказать об истории и культуре малой родины и отечества, о героических подвигах народа в ВОВ, сформировать у них толерантность по отношению к людям другой национальности и гордость за свою нацию и Отечество, заложить основы патриотизма и основы гражданской идентичности.
(слайд 5) Патриотическое воспитание мы осуществляем в сочетании с правовым, духовно-нравственным, трудовым и экологическим воспитанием детей и ознакомлением детей с безопасностью жизнедеятельности.
(слайд 6) Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников мы начинаем с младшего возраста, используя технологию проектной деятельности, эффективность которой выявлена нами на практике.
(слайд 7) Использование данной технологии способствует развитию творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Для каждой возрастной категории мы составляем проект, рассчитанный на учебный год.
(слайд 8) Проект включает в себя три направления:
Первое: взаимодействие с детьми
Второе направление – взаимодействие с родителями
Третье направление это взаимодействие с педагогами.
(слайд 9) Перед составлением проекта мы
На 1этапе
- Определяем содержание образовательной работы;
- Подбираем методическую литературу, пособия, конспекты образовательной деятельности.
- Разрабатываем перспективно - тематическое планирование.
(слайд 10) второй этап включает в себя непосредственную образовательную деятельность, игровую, культурно-досуговую деятельность, взаимосвязь с родителями и педагогами ДОУ.
(слайд 11) В младшем возрасте основными темами являются: «Семья», «Детский сад», «Красота окружающей природы»
(слайд 12) «Знакомство с русским народным творчеством: сказки, потешки, песенки, народные игрушки и музыкальные инструменты, подвижные игры».
В старшем возрасте данные темы остаются и обогащаются содержанием и объемом информации. Так же добавляются и другие темы:
(слайд 13) «Любовь к Родине начинается с семьи». Поэтому одно из направлений проектов формирование уважительного отношения к своей семье.
(слайд 14) Участники проекта изучили свои родословные, создали гербы и изготовили древо семьи.
- 15) Второе, с чего начинается Родина, — это любовь к вере предков и вообще к памяти предков. В рамках проектов воспитанники познакомились с историей, достопримечательностями и природой родного села, что позволило заложить основы патриотизма и любви к малой Родине. С детьми мы организовываем экскурсии по объектам села.
(слайд 16) Мы оформили фотоальбом и презентацию «История моего села Липицы». Данная презентация сочетает в себе фотографии из прошлого и настоящего села Липицы.
(слайд 17) В своей работе мы уделяем особое внимание духовно – нравственному воспитание и используем программу Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей».
(слайд 18) Отдельный блок проектов посвящен ВОВ. У нас проходили встречи с ветеранами, вечера памяти павших, видеогостинные и викторины, что помогло детям прочувствовать масштабность героизма участников войны и познакомиться с подвигами односельчан. У детей появилась гордость за великий подвиг народа и неприязнь к войне.
(слайд 19) Мы изготовили альбом с подлинными фотографиями времен ВОВ, в этот альбом добавились и фотографии родителей участников горячих конфликтов и из армейской жизни современных лет.
(слайд 20) Одна из задач проектов сформировать представление детей о том, что каждый ребенок является гражданином своей страны. Мы закладываем детям основы представлений о том, что быть гражданином – это не просто жить и принадлежать определённому государству мира, нужно любить традиции, обычаи, знать культуру и искусство своей страны. Дорожить и беречь природу, памятники архитектуры, чтобы сохранить их для будущих поколений.
(слайд 21) Особое внимание мы уделяем формированию у детей толерантности по отношению к людям другой национальности и чувства гордости за свою нацию, и знакомству их с историей и культурой России. В чем нам помогает проект «Права детей»
(слайд 22) Образовательная деятельность по проекту включает в себя разные виды детской деятельности.
Например: реализуя задачи проекта по теме «Моя семья» мы проводили тематическое рисование «Моя семья, «Моя мамочка»; лепку и ручной труд: «Мой дом», «Подарок для мамы, бабушки» слушали и разучивали стихи, поговорки и песни по теме, проводили беседы-рассуждения по их содержанию.
(слайд 23) Читали художественную литературу и анализировали поведение и характеры героев произведений; составляли рассказы о семье с использованием мнемотаблиц, герба семьи, древа семьи. Дети играли в игры по данной теме.
(слайд 24) организовывали конструктивную деятельность «Мой дом», «Построим кукольной семье комнату».
(слайд 25) С родителями оформили фотоальбом «Моя семья»
(слайд 26) По каждому направлению проекта и в соответствии с календарными праздниками мы проводим итоговые развлечения и викторины.
(слайд 27) Параллельно проводится и работа с родителями. Прежде всего, мы провели анкетирование, которое позволило выявить психолого-педагогическую грамотность и компетентность в вопросах патриотического воспитания.
(слайд 28) Затем в рамках взаимодействия с родителями проводились:
- тематические консультации: "Растим патриотов", "Мой папа в армии" и др.
- периодически обновляется и наглядная информация по теме
- организовываются выставки творческих работ: «Герб семьи», «Древо семьи», «Народные промыслы», «Природа родного края» и др.
(слайд 29) Привлекаем родителей к обогащению объектами старины музея в ДОУ «Русская Изба» и уголок краеведения.
Видя, с какой заботой, мы относимся к музею, одна родительница презентовала нам русский народный костюм, которому более 100 лет, Семья Иванковых Папа изготовил кольчугу, мама мини ткацкий станок. Недавно нам принесли утюг, который работал на углях.
(слайд 30) С целью взаимодействия и обменом опыта с педагогами мы проводим открытые показы НОД, консультации и выступления. Размещаем материал по патриотическому воспитанию на собственных и профильных сайтах.
(слайд 31) Результатами образовательной работы по данной теме являются
У детей к выпуску в школу: сформированность основ гражданской идентичности, первичных представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира; развитие их социальных, нравственных качеств, ответственности и толерантности.
(слайд 32) У родителей: повышение педагогической компетентности родителей, обеспечивающей развитие личности дошкольника. Объединение усилий в системе «детский сад – семья – социум» для создания атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
|