Понедельник, 23.12.2024, 09:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт воспитателя Тоньшевой Аллы Николаевны

Категории раздела
Наш опрос
Легко ли вам внедрять ФГОС ДО
Всего ответов: 349
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Формирование нравственных чувств у старших дошкольников через использование проекта «Права ребенка»

«Формирование нравственных чувств у старших дошкольников через использование проекта «Права ребенка»

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности.

Использование технологии проектирования помогает нам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

В нравственном воспитании наших детей мы используем программы: «Этическая грамматика» и «Добрый мир», а так же проекты «Патриотическое воспитание», «Моя семья», «Права ребенка» и др.

Сегодня я расскажу вам об опыте использования проекта «Права ребенка», который непосредственно способствует нравственному развитию детей, так как задачи данного проекта следующие:

  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
  • формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и нацио­нальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека.

Первое: взаимодействие с детьми, с целью формирования у дошкольников правовой ком­петентности и социально- нравственного развитие.

Второе направление – взаимодействие с родителями, с целью формирования правовой культуры родителей; гуманного отношения к ребенку.

Третье направление это взаимодействие с педагогами:

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по данной теме.

Решение поставленных задач осуществляется поэтапно:

На 1этапе

  • Мы определили содержание работы;
  • подобрали правовую и методическую литературу.
  • разработали перспективно - тематическое планирование для старшей и подготовительной групп;
  • подобрали и разработали конспекты образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с их правами.
  • подготовили наглядно-дидактические материалы и картотеку игр по теме.

второй этап включает в себя непосредственную воспитательно-образовательную деятельность, игровую, культурно-досуговую деятельность, взаимосвязь с родителями и педагогами ДОУ.

Образовательная деятельность проводится по следующим темам:

Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство, Права на развитие, образование, отдых и досуг. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Прежде чем знакомить детей с правами, мы подводим их к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание и образование мы осуществляем в сочетании с патриотическим, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием детей и ознакомлением детей с безопасностью жизнедеятельности.

Для того чтобы образовательная деятельность была интересна для детей, а знания осознанными и более прочными, мы используем следующие образовательные технологии:

Здоровьесберегающую, которая включает в себя гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и музыкальные тематические физкультминутки. Игровую технологию, которая включает в себя включает подвижные игры по темам. например: «Займи свой домик» «Помоги другу», «Собери цветок» и др. дидактические игры «Что будет, если…», «Отгадай, чей голосок», «Позови ласково», «Чудо дерево», «Отгадай загадки Буратино», и с/ролевые игры «Мамины помощники», «Кукла заболела», «Школа» и др.

Информационно - коммуникативную технологию используя видео презентации, фильмы и мультфильмы по теме «Права детенышей», «Смешарики – азбука права». и др.

Проблемно-поисковая технология осуществляется путем использования с детьми проблемных ситуаций, поиск решений от своего имени или имени героя; например «Как вернуть зайчику его дом»,

Проектная технология заключается в том, что в процессе ознакомления детей с правами осуществляются краткосрочные проекты, которые включают в себя разные виды детской деятельности.

Например: реализуя задачи проекта «Моя семья» мы проводили выставки детских рисунков «Моя семья, «Моя мамочка»; слушали песенку «Мамонтенка» из одноименного мультфильма, Песню «Солнечный круг» и проводили беседы-рассуждения по их содержанию, прослушивали стихотворения, Е.Благининой «Посидим в тишине», А.Барто «Мой братик», сказку В.Сутеева «Мешок яблок» анализировали поведение и характеры героев произведений; составляли рассказы о семье с использованием мнемотаблиц, герба семьи, древа семьи.

Все темы игр и педагогических ситуаций непосредственно решают и задачи нравственного воспитания.

Результат данных технологий - высокий уровень усвоения материала.

В процессе образовательной деятельности проводится интеграция с разными направлениями: Художественно- эстетическим, которое включает

- тематическое рисование : «Это я», «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Мои права» и др. лепку и ручной труд: «Мой дом», «Подарок для мамы, бабушки»

Конструктивной деятельностью «Домик для зайки», «Построим кукле комнату», «Подарки к празднику»…

Чтение художественной литературы пословиц, фольклора разных народов России, стихи о разных народах России, и сказки Коммуникативным направлением - для развития речи детей мы организуем беседы, например «Имею право жить», «Жизнь дана на добрые дела»

В своей практической деятельности мы используем следующие методы и приемы:

- использование символов – схем с помощью которых дети составляют сюжет,

мнемотаблиц для составления рассказов по теме «Береги свое здоровье», «Моя семья»,

наблюдение. Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

моделирование и анализ ситуации «Бабушка устала», «Братик ушибся» и прием визуализации который позволяет учить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Например, используя метод наблюдения, мы рассматриваем репродукции картин и анализируем на их основе правовые знания детей. При рассмотрении права «Каждый ребенок имеет право на жилье» мы рассматриваем и обсуждаем картину «Погорельцы» И.М. Прянишникова, «Каждый ребенок имеет право на достойное существование» - репродукцию «Нищие» Федорова и др.

Прием драматизации - упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Это помогает детям острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Так же мы проводим итоговые развлечения и викторины.

  • детьми мы организовываем экскурсии на почту, в школу, в кабинет к мед сестре, в библиотеку, где дети более детально знакомятся с тем, кто и как соблюдает и защищает их права.

Параллельно проводится и работа с родителями. Прежде всего, мы провели анкетирование, которое позволило выявить отношение родителей к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность.

Затем в рамках взаимодействия с родителями проводились:

- тематические консультации: "Права ребенка", "Если ребенок провинился"

- круглый стол на темы: «Как правильно организовать отдых», «Капризы моего ребёнка. Как с ними справятся?», во время которых мы обменивались друг с другом своими мнениями, предложениями, переживаниями, родители давали друг другу советы.

- периодически обновляется и наглядная информация по правам ребенка;

- организовываются выставки творческих работ: «Герб семьи», «Древо семьи» и др.

- показ организованной деятельности молодым специалистам

- проведены консультации по темам правового воспитания.

- мы приняли участие в фестивале проектной деятельности в ДОУ Серпуховского муниципального района.

3 этап нашей работы проведение промежуточного и итогового мониторинга по результатам 2 лет. Для проведения мониторинга в соответствии с поставленными задачами были определены критерии и подобран диагностический материал.

диагностика – беседа по вопросам на тему "Права ребенка" для старшей и подготовительной групп.

И Беседа "Как поступить?" адаптированная Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

Сравнительный анализ результатов мониторинга за 2010, 2011 и 2012 года показывает положительную динамику в правовом воспитании детей. Так диагностика уровня развития правовой культуры дошкольников, в мае 2012года позволяют сделать следующие выводы:

Детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека.

Формирование у детей 5-7 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям.

Категория: Мои статьи | Добавил: Алла (16.12.2017)
Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск