Анализ теоретических источников, исследований Славиной Л.С., Чирковой Т.Н. позволяет выделить следующие возможные причины эмоционального дискомфорта детей:
- отклонение в семейных отношениях и воспитании;
- положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками;
- негативное отношение к ребенку окружающих людей;
- противоречивость стремлений ребенка;
- внутренний конфликт ребенка, несогласование с самим собой,;
- превалирование авторитарного стиля общения взрослого с ребенком или непоследовательность требований и оценок.
- ситуация соперничества, конкуренции;
- ситуация повышенной ответственности.
Захаров А.И. выделяет три группы факторов вызывающих детский эмоциональный дискомфорт:
Факторы первого порядка:
- Гиперопека родителей, основанная на тревожности, и страхе.
- Неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители приписывают или обвиняют их в том, что практически присуще им самим.
- Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером. Или родители говорят одно, а делают другое.
- Отсутствие ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.
Факторы второго порядка, или основные параметры, неправильного воспитания:
- Непонимание родителями своеобразия личностного развития детей.
- Непринятие детей (нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, несоответствие его пола ожидаемому родителями; непринятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера). Оно проявляется: недостатком грудного вскармливания или ухода за ребенком; ранним помещением ребенка в ясли; постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольства и раздражения в отношениях с детьми; преобладанием отрицательных оценок в восприятии характера детей; и др.
- Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
- Негибкость родителей в отношениях с детьми: недостаточный учет ситуации; несвоевременный отклик; трафаретность требований; отсутствие альтернатив в решениях; предвзятость суждений; навязывание мнений.
- Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избыткам или, наоборот, избыток — недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
- Непоследовательность в обращении с детьми: переходы из одной крайности в другую.
- Несогласованность отношений между родителями.
Факторы третьего порядка:
- Избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха.
- Тревожность в отношениях с детьми: беспокойство и паника по любому поводу; стремление чрезмерно опекать ребенка; предохранение от всех большей частью воображаемых опасностей, "привязывание" детей к себе и др.
- Доминантность в отношениях с детьми: безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения; категоричность суждений, приказной, повелевающий тон; стремление подчинить ребенка; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания.
- Повышенная принципиальность в отношениях с детьми; чрезмерная требовательность; навязывание детям большого количества правил и условностей; морализирование, большей частью беспочвенное; непомерно большое количество замечаний и порицаний, которые, в конце концов, перестают оказывать действие, вызывая у детей состояние возбуждения или торможения; и др.
- Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту: настороженность и подозрительность в отношении перемен; недоверчивость к собственному мнению ребенка; неверие в его самостоятельность; чрезмерная регламентация образа жизни; перепроверка действий ребенка; избыточная опека.
- Недостаточная отзывчивость или нечуткость родителей, несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение и аффекты.
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, в других - в особой избирательности действий, поступков, отношений к другим людям.
Способы преодоления эмоциональный дискомфорта дошкольника.
Многие психологи и педагоги для этого советуют:
- Создать благоприятную атмосферу, характеризующеюся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
- Если ребенок часто пугается, необходимо установить причину страха и попытаться снять ее с помощью: словесного и изобразительного творчества детей, игровой коррекции.
- Если ребенок раздражителен, часто испытывает гнев, что объясняется его положением в группе, надо повысить его статус.
- Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенной, необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения, пронаблюдать, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции. Чрезвычайно важно не оставлять без внимания проявления эмоций интереса и удивления.
- Особую тактичность следует проявить в плане семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представление о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпрепровождению, прогулкам по улице и т. д.
|