Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Срок реализации: 4 месяца
Актуальность проекта:
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Самое важное – научить понимать и уважать мир природы, формировать экологическую культуру с детства. И начинать эту работу с дошкольниками необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями ближайшего окружения (на участке детского сада, в парке, у своего дома, на даче и т. п.).
Цель:
Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Повышать экологическую культуру воспитанников и их родителей.
Развивать познавательную активность, речь в процессе ознакомления детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Развивать художественное творчество.
Ресурсное обеспечение:
Мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, комплект мультимедийных презентаций, компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр.
Методическая и справочная литература: Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»; Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением; Дошкольное воспитание. Детский сад: теория и практика.
Иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии, уголки природы в группах детского сада.
5. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений.
6 .Зоны для проведения опытов в группах: огород на окне, уголок экспериментирования, экологический уголок.
7. Музыкальное сопровождение проекта: П. И. Чайковский. Цикл «Времена года»
А. Вивальди. Музыкальный цикл «Времена года», М. И. Глинка. «Жаворонок», Э. Григ. «Ручеёк», В. Моцарт. «Цветы», Г. Свиридов. Музыкальный цикл «Метель»
Ю. Чичков. «Волшебный цветок», В. Шаинский. «Облака», Д. Кабалевский. «Наш край»
Ю. Антонов. «Не рвите цветы»
Предполагаемые результаты:
Проявление интереса у детей к общению с природой родного края, стремление к исследованию объектов природы, умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах деятельности, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах экологической направленности различного уровня.
У детей обогатился словарный запас, повысился уровень развития связной речи.
Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.
Пополнение предметно - развивающей среды в группе по изучению природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение числа насаждений на участке.
Планирование образовательной деятельности по проекту
«Нет милее родного края»
Содержание образовательной деятельности
Взаимодействие с родителями
Сентябрь 1-2 неделя
Тема: Деревья нашего края
Цель: Развивать экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Беседы:
«Дерево-друг человека». «Почему иву назвали плакучей». «Белоствольная береза».
Наблюдения:
Липа - символ нашего села Липицы.
Мохнатая ель.
Колючий каштан
Кудрявый клен.
Огненная рябина.
Игры:
Дидактические игры: «С какой ветки эти детки», «Найди такой же листок».
Подвижные игры: «Раз, два, три к березе (сосне и т. д.) беги». «Листопад, листья желтые летят...»
Художественная литература:
Павлова Н. «Под кустом».
Пришвин М. «Дуб и Ель»
Л. Толстой «Дуб и орешник»
Художественно-эстетическая деятельность:
Коллаж
«Осенний лист»
Гербарий «Деревья нашего края».
Сентябрь 3-4 неделя
Тема: Кормилица земля села Липицы
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления детей с историей родного края.
Расширять знания о хозяйственных видах деятельности.
Закреплять представления об овощах.
Беседы: «Хозяин земли русской»
Рассматривание фотоальбома «История села Липицы»
Презентация:
«Как выращивают овощи»
Наблюдения:
Огород в ДОУ
Игры:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»
Дидактические игры: «В поле, в саду, на огороде», «Узнай на вкус», «Что где растет».
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Караси и щука».
Трудовая деятельность
Приготовление винегрета
Художественная литература:
А. Лопатина «Сказки матушки Земли»
Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
Ю. Тувим «Овощи»
Пальчиковая гимнастика
У нас в саду расцвел цветок
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование
«Овощи с грядки»
Выставка творческих работ
«Осенние дары»
Октябрь
1-2
неделя
Барский пруд. Липовая аллея села Липицы.
Воспитывать любовь к родному краю. Развитие мышления, речи, творческой активности в процессе знакомства детей с историей возникновения родного села.
Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Беседы:
«История
Барского пруда и липовой аллеи села Липицы»
«Чистый пруд»
Рассматривание фотографий истории Барского пруда.
Экскурсия на пруд и липовую аллею.
Экспериментирование
«Очистим воду»
Игры:
Дидактические игры: «Уточки в пруду»
«Исправь ошибку»
Подвижные игры: «Море волнуется»
Художественная литература:
Н. А. Рыжова «Природа – наше богатство»
Снегирев Г. «Кто сажает лес?»,
Сказка о липе.
Художественно-эстетическая деятельность:
Аппликация «Рыбки в пруду»
Памятка
«Помоги природе родного края»
Октябрь
3-4
неделя
Река Ока
Формировать у детей осознанное, бережное отношение к реке, как к важному природному ресурсу. Расширять знания детей о родном крае – реке Оке, о рыбах и животных, обитающих в ней.
Беседы:
«Пруд, река»
«Поведение у водоемов»
Презентация
«Жители реки Оки»
Игры:
Дидактические игры: «Маленький рыбак», «Кто где живет»
Подвижные игры: «Караси и щука»
«Удочка»
Художественная литература:
А. Лопатина «Приключения маленькой капельки воды»
Бианки.В., «Что делали рыбы зимой?»
Художественно-эстетическая деятельность:
Конструирование из напольного строителя: «Мост через реку Оку»
Экскурсия со своими детьми к реке Оке.
Памятка «Берегите нашу речку»
Ноябрь
1-2
неделя
Речной транспорт реки Оки.
Формировать интерес к познанию окружающего мира. Закреплять названия водных видов транспорта. Познакомить детей с речным транспортом реки Оки.
Презентация:
«Речной транспорт»
Беседа:
«Зачем нужен водный транспорт»
Просмотр видеоролика: «Путешествие по реке Ока»
Игры:
Сюжетно-ролевая игра: игра «Путешествие по реке Оке на теплоходе», «Моряки»
Дидактические игры: «Мы плывем на корабле», «Что лишнее», «Собери корабль»
Художественная литература:
С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”
Художественно-эстетическая деятельность:
Конструирование из бумаги «Кораблик»
Пластилино-
графия «Теплоход на реке Оке»
Ноябрь
3-4
неделя
Птицы нашей местности
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудных условиях.
Уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособленности их к среде обитания.
Беседы:
«Перелетные, зимующие птицы»
«Птицы красной книги нашего края»
«Как человек заботится о птицах»
Наблюдения на прогулке и из окна за птицами
Прослушивание
«Голоса птиц»
Экологическая сценка «Помогите птицам зимой»
Игры:
Подвижные игры: «Гуси лебеди», «Перелет птиц»
Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Назови птенцов», «Четвертый лишний»
Художественная литература:
В. Бианки «Теремок»,
Бианки.В. «Птичьи разговоры»
Паустовский «Растрепанный воробей»,
Художественно-эстетическая деятельность:
Аппликация:
«Снегири на ветке»
Выставка кормушек для птиц
Декабрь
1-2 неделя
Дикие животные родного края
Воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Познакомить со средой обитания диких животных нашей местности, особенностями внешнего вида и образа жизни.
Беседа:
«Дикие животные наших лесов»
«Как люди помогают диким животным зимой»
Игры:
Дидактические игры: «Найди перепутанные хвосты»
«Чей след», «Узнай зверя по описанию»
Подвижные игры: «Бездомный заяц».
«Хитрая лиса»
Игра-драматизация:
Сказка «Теремок»
Художественная литература:
В. Бианки «Хвосты»,
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Сладков Н «Как медведя переворачивали?»
Художественно-эстетическая деятельность:
Просмотр мультфильма «Зимовье зверей»
Лепка:
«Три медведя»
Консультация
«Роль природы во всестороннем развитии детей»
Декабрь
3-4 неделя
Приокско-терасский заповедник
Формировать экологическую культуру у детей, представления о растениях и животных Приокско-Террасного заповедника.
Беседа: «Что такое заповедник»,
«Животный и растительный мир Приокско - терасского заповедника»
Рассматривание фотографий Приокско-терасского заповедника
Игры:
Дидактические игры: «Назови животных из заповедника»
«Собери картинку»
Подвижные игры: «Пройди и не спугни»
Художественная литература:
В. И. Чернякова «Письма из леса»
Бианки.В. «Лес зимой»,
Г. Скребицкий «На лесной полянке»
Художественно-эстетическая деятельность:
Конструирование:
«Макет заповедника»
Рисование
«Семья Зубров»
Рекомендация по посещению заповедника, с целью знакомства с зубрами бизонами.
|