«Игра нас подружит, игра нас научит».
Цель: Заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в
отношениях друг с другом и с окружающими людьми.
Задачи: 1. Формировать у детей понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этичного поведения.
2. Знакомить и упражнять детей в выполнении правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности:
вежливого обращения;
употреблении выражений приветствия, прощения и благодарности;
умении говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего;
умении воздерживаться от неуместных в данной обстановке слов и действий.
Оборудование: значки, маски (или шапочки) зверей, птиц, солнышка, «дощечки» для вежливого мостика, макет речки, знаки, обозначающие «домики» зверей и птиц, умывальные принадлежности.
Ход занятия:
Занятие проводится в виде игры-инсценировки
-— На занятиях мы с вами много путешествовали по Стране Сказок: рассматривали картинки, смотрели диафильмы, встречались со сказочными героями. А сегодня мы сами с вами сыграем сказку. Я буду сказку рассказывать, а вы — играть. И вместе у, нас получится настоящий спектакль. Роли нам помогут распределить загадки. Кто из вас какую загадку отгадает, ту роль и будет исполнять. Загадки:
На спине иголки длинные и колкие,
А свернется он в клубок, нет ни головы, ни ног.
(Еж)-
Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы — уши больше головы.
(Заяц).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)-
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки- (Мышь).
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
в избушке снеговой. (Медведь).
Хитрая плутовка;
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? (Лиса)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Быстрый, маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка).
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце).
того, как роли распределены, педагог уточняет, все ли дети поняли условия игры, и начинает рассказывать сказку. (Звучит музыка).
«В чудесной стране Сказок, которой правит замечательная фея Здравствуйте, находится необыкновенный Вежливый лес. Этот лес называется Вежливым потому, что. . . (как вы думаете, почему?) Правильно, в этом лесу жили очень вежливые и воспитанные звери и птицы. (А что значит, быть вежливым и воспитанным?) Да, они были приветливыми, уважительно, по-доброму относились друг к другу, всегда говорили волшебные слова, были чистыми, аккуратными и делали добрые дела.
Многие из обитателей этого леса жили на Доброй опушке у Тихой речки с Улыбчивыми берегами (видите, и названии в этом лесу были добрыми и приятными).
Итак, на Доброй опушке дружно жили:
- под ореховым "кустом — Заяц (педагог расставляет в разных концах комнаты условные знаки, обозначающие домики лесных жителей. И дети, по мере рассказа, занимают место у своего домика»),
- в густой траве стоял домик Ежика,
— под раскидистой елью жил Медведь.
— а на ели было дупло Белочки,
— под березой в норке жила Мышка,
— а на березе было гнездо Воробышка,
— на красивых цветах жили Бабочки.
Каждое утро в небе над Вежливым лесом и Доброй опушкой появлялось Солнышко. Оно весело улыбалось и посылало свои теплые, ласковые лучики жителям Доброй опушки. Зверюшки и птички просыпались и выходили из своих домиков. Солнышко приветливо здоровалось с каждым, ласково называя его по имени, и все ему очень вежливо отвечали. А после этого звери уважительно здоровались друг с другом. (Дети здороваются).
Поздоровавшись, все жители опушки вместе с Солнышком делали (что?) зарядку, (дети делают зарядку).
После зарядки они весело бежали к Тихой речке с Улыбчивыми берегами, чтобы (что, сделать?) умыться. (Дети имитируют умывание, используя предметы гигиены).
Умывшись, зверюшки завтракали, а после завтрака чисто- чисто убирали свои домики, очищали Опушку от мусора, при этом распевая веселые песенки. (Дети наводят порядок, и распевают песни).
на другом берегу Тихой речки с Улыбчивыми берегами появились Волк и Лиса. Они увидели, как дружно и весело живется зверюшкам на Доброй опушке, и захотели перебраться на их берег. Они стали кричать зверюшкам и спрашивать, как попасть на их сторону.
(Предложения детей).
И зверюшки решили сделать так: пусть Волк и Лиса покажут, что они знают, как надо вежливо себя вести. Все жители Доброй опушки зададут им по одному вопросу на правила вежливого поведения. Если Волк и Лиса ответят на вопрос правильно, то Солнышко даст им одну дощечку. Укладывая все полученные дощечки одну за другой, они смогут построить Вежливый мостик, который соединит Улыбчивые берега Тихой речки. Если Лиса и Волк не смогут ответить на какой-то вопрос, то Солнышко закроется тучкой и не даст им дощечку, тогда мостик может не получиться.
(Начать задавать вопросы может сам педагог, например: Что говорят при встрече? Какими словами можно прощаться? Задавать свой вопрос должен каждый житель Доброй опушки. Если Лиса и Волк затрудняются ответить на какой-либо вопрос, следует подвести остальных детей к тому, чтобы помочь им и разъяснить непонятное).
И вот Вежливый мостик построен. Лиса и Волк стали тоже вежливыми. И все зверушки очень за них радовались, и еще раз убедились, что правила вежливого поведения помогают найти друзей. С тех пор они старались стать еще вежливей и воспитанней. А с новыми друзьями они затеяли веселую игру.
Игра с мячом. Чтобы узнать, какие вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.
Итог игры — чтение стихотворения В. Кудлачева «Важные слова»:
Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
|