ФГОС предусматривает значительную часть времени (40%) в программе дошкольного образования на реализацию регионального компонента. Краеведение включает в себя знакомство с природой, животным миром родного края, изучение особенностей быта и культуры народов, живущих рядом, традиции народной педагогики. На этом богатом материале педагог может решать как воспитательные и образовательные задачи, так и задачи коррекции речевого развития дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание использованию регионального компонента. Используя краеведческий материал, мы формируем и развиваем коммуникативную функцию речи, так как учим взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно решать конфликтные ситуации, толерантно относиться к людям разных национальностей и вероисповеданий.
Краеведение позволяет как нельзя лучше создавать условия для индивидуальной работы с каждым ребенком, для раскрытия в каждом ребенке механизмов саморазвития и самореализации, включать их в поисковую работу, организовывать посильное участие в социальных инициативах (по изучению родного края, городских улиц, происхождении фамилий и т.д.). Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства дошкольников, личностные качества, формировать гражданскую позицию.
Краеведческий материал позволяет логопеду расширять объем словаря детей с опорой на их активное познание ближайшего окружения, истории родного края; формировать и совершенствовать грамматический строй речи; развивать речевую культуру посредством изучения родного языка. Учитель – логопед может решать коррекционные задачи в различных образовательных областях в процессе взаимодействия с воспитателями или специалистами ДОУ.
Для повышения качества коррекционно-образовательной работы необходимо совершенствовать традиционные формы помощи детям с речевыми нарушениями, а также использовать современные технологии.
В соответствии с ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста игровые технологии занимают лидирующую позицию.
Так как окружающий мир познается детьми в своем многообразии и единстве, в ДОУ осуществляется интеграция в образовательной деятельности.
Поэтому
Функции логопеда:
• Определение основных направлений и содержание работы в игре с каждым ребенком.
• Формирование выразительности речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
Функции воспитателя:
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе игр.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей в процессе игры.
• Формирование связной речи.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Сегодня мы вам представим опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в процессе решения коррекционных задач посредством игр краеведческого содержания.
Такие игры способствуют развитию словаря, фонетико-фонематической стороны речи, связной речи и речевого общения, формированию грамматического строя речи, устной и письменной коммуникации, происходит уточнение значения слов.
В своей работе мы используем разнообразные игры краеведческого характера. Сейчас мы познакомим вас с некоторыми из них.
1 . «Путешествие по селу»
Основная цель игры: закрепить и систематизировать знания детей о селе, его достопримечательностях, объектах, развивать связную речь.
В ходе игры детям предлагаются задания:
- Назвать объект села, найти на карте его местоположение и поставить туда значок с фотографией.
- Проложить путь между какими–либо объектами села, например, пройти от детского сада до школы и рассказать мимо каких объектов проходит заданный маршрут.
- Почитать сколько определенных объектов находится в селе (магазинов, школ, домой и т.д.).
- Назови профессию (кто работает в школе, в больнице…)
2. «Прошлое настоящее»
Основная цель игры: знакомство и закрепление знаний детей о предметах быта прошлого, соотнесение их с предметами настоящего, их назначении.
В игре дети берут карточку с предметом быта прошлого, называют его, говорят о его назначении, затем выбирают ему современную версию.
3. «Кубики»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук, усидчивости.
4. «Узнай целое по части»
Детям предлагается узнать, какой объект села спрятан за цветным квадратом.
5. «Найди объект своего села»
В ходе игры нужно из четырех фотографий найти объект, расположенный в Липицах, например поликлинику, школу или детский сад.
6. «Русская изба»
Цель: знакомство с древнерусским бытом.
Детям предлагается расположить предметы быта и старинную утварь в избе назвать их и сказать о назначении.
7. Также мы используем лепбуки, содержащие информацию и игры по теме «Мое село Липицы». Игры: « Найди герб России, Московской области, Серпуховского района, села Липицы», «Профессии моего села», «Растения нашего края».
В процессе этих игр решаются следующие коррекционные задачи:
- Совершенствование слоговой структуры слова (овощевод, лиственница, обелиск и др.)
- Формирование грамматического строя речи (много домов, памятников, деревьев и др.)
-развитие связной речи (составление рассказов о селе, достопримечательностях)
-обогащение словаря
Представленные вашему вниманию игры способствуют не только расширению и активизации словаря дошкольников, но и развитию высших психических функций (логическому мышлению, вниманию, памяти). Игровые задания и упражнения формируют и совершенствуют инициативную речь детей, воспитывают гордость, любовь и уважение к родномукраю.
Включение элементов краеведческой тематики, в систему коррекционно-развивающих занятий, способствует повышению качественных показателей устной и письменной речи дошкольников.
|