Интеллектуальное и личностное развитие детей зависит от того, насколько высоко сформирована у ребенка познавательная активность, насколько велик интерес дошкольника к окружающему миру, насколько развито желание ребенка познавать новое.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. То есть развивать познавательные способности ребенка через его активное участие в образовательном процессе.
Педагоги и психологи для развития познавательных способностей советуют:
- Делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
- Не сдерживать инициативы детей.
- Не делать за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
- Избегать прямых инструкций ребенку.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями.
- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир.
Для того чтобы познавательный интерес ребенка был высоким мы используем системно- деятельностный подход в воспитании и образовании детей. То есть стараемся не давать детям готовых знаний, а стимулируем их к получению знаний в их собственной деятельности при руководстве взрослого , чтобы дети сами были активными участниками педагогического процесса: исследовали, экспериментировали, наблюдали, ощущали, сравнивали, анализировали и видели результаты своих маленьких экспериментов, задавали вопросы и делали самостоятельные выводы по мере своих способностей.
В этом нам «помогают»:
1. Организация обучающего процесса в игровой форме, где ребенок активный участник, а не пассивный наблюдатель. И активная игровая деятельность, в ходе которой идет познание мира и человеческих взаимоотношений в социуме. Оборудование игрового пространства с учетом зоны ближайшего развития. (Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач).
2. Построение педагогического процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей.
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.
4. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. У нас составлен перспективное планирование по экспериментированию, оборудован уголок
«Экспериментирования», используем познавательные занятия с элементами экспериментирования.
- Проектная деятельность. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта. Мы использовали проекты: «Краеведение», «Правовое воспитание», «Сани, саночки мои», «Маленькие исследователи» и др.
6. Наблюдения на прогулках с рассуждениями, опытами, воздействиями на объекты природы.
Например: при ознакомлении детей со свойствами воды, дети узнают, что снег и лед - это вода, узнают, что быстрее растает, что из воды мы можем сделать только лед и т.д.
- Все виды детского труда, в ходе которых происходит развитие у детей исследовательских умений и практических навыков. Например, недавно посадили семена салата и дети с удовольствием, на примере узнают ход развития растения.
8. Творческая художественная деятельность, в ходе которой есть у ребенка возможность для проявления своих творческих способностей, там ребенок может раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.
9. Познавательные экскурсии, в ходе которых дети практически учатся устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями.
10. Концертно-развлекательная, театрализованная и музыкальная детская деятельность, которая развивает в детях коммуникативные, творческие способности и воображение. Например в группе мы устраиваем мини концерты силами детей, где у нас есть ведущий концерта – ребенок и выступающие сами дети. И вот здесь открываются творческие и познавательные способности ребенка, когда он не только придумывает номер, но и проявляет познавательные способности: как показать танец собаки, как может спеть кошка, как выступают дельфины.
- Активное участие детей в выставках, смотрах, конкурсах внутри детского сада и группы. Что повышает в ребенке самооценку, создает мотивацию к активному участию в творческой деятельности. Мы постоянно устраиваем выставки работ детей, детей и родителей, а так же персональные выставки ребенка. После выставки работ Стеши, другие родители заинтересовались и стали приносить на выставку работы своих детей выполненные дома.
12. Использование в образовательной деятельности моделей и схем, которые выступают как средства обучения, воспроизводят в наглядной форме скрытые свойства и связи изучаемого объекта.
Использование этих методов и приемов способствуют развитию познавательных способностей детей и прочное запоминание материала.
Используемая литература
- Бондарева Л.Ю.
« Маленький исследователь : развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников»
Изд. Академия развития 2007
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
« Проектная деятельность дошкольников»
Изд. Мозаика-Синтез, М – 2009
- Дыбина О.В.
« Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации для детей 2 – 7 лет.
Изд. Мозаика-Синтез, М – 2009
- Савенков А.И.
« Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей»
Ярославль. Академия развития 2009
- Савенков А.И.
«Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей» Ярославль. Академия развития 2009
- Савенков А.И.
« Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников»
Ярославль. Академия развития 2009
- Филиппенко А.А., Масленникова О.М.
«Экологические проекты в детском саду»
Волгоград. Изд. «Учитель» 2008
- Менщикова Л.Н.
«Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет»
Волгоград. Изд.»Учитель» 2008
|