Суббота, 04.05.2024, 13:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт воспитателя Тоньшевой Аллы Николаевны

Категории раздела
Наш опрос
Легко ли вам внедрять ФГОС ДО
Всего ответов: 349
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Использование развивающих игр в работе со старшими дошкольниками (ИКТ презентация развивающих игр)»

Введение

Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности.

В современное время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение.

Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей психические процессы, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить.

Цель проекта: Развитие психических процессов старших дошкольников посредством компьютерных игр.

Задачи проекта:

Актуализация знаний педагога о роли компьютерных игр в развитии дошкольников.

Совершенствование умений педагога по созданию развивающих игр в программе Microsoft PowerPoint.

Развитие мышления, речи, восприятия, воображения и памяти у старших дошкольников.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Планируемые результаты:

  • ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, мышлением, речью, памятью и вниманием;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • ребенок способен к волевым усилиям.

Практическая значимость работы:

  1. Разработан перспективный план развивающих игр для старших дошкольников.
  2. Разработанные игры могут применяться педагогами в практической деятельности.

 

 

 

Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.

Проблему влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников рассматривали многие отечественные психологи и педагоги.

У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца.

С.Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.

И.Ю. Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Что является важным аспектом, связанным с дальнейшим обучением в школе.

Так же при помощи компьютерных программ происходит приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя развивающие и дидактические компьютерные игры.

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).

Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка[3].

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике (В.Моторин).

Развивающие компьютерные игры предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе. Обучающая функция компьютерных игр является одной из важнейших ее характеристик.

Компьютерные игры построены так, что ребенок получает обобщенное представление обо всех похожих предметах и ситуациях, а не только о единичных понятиях или конкретных ситуациях. Таким образом, у него формируется такая операция мышления, как обобщение.

С.Л. Новоселова отмечает, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей.

В процессе занятий на компьютерах улучшаются память и внимание детей. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем, как учебная. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры специфичны, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей. В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться; воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременное использование звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок); реализовать принцип самоконтроля (что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости); активно и самостоятельно управлять игрой, самим создавать игры (что укрепляет веру детей в свои силы).

Все это вызывает у детей повышенный интерес к компьютерным играм и позволяет целенаправленно и эффективно стимулировать и актуализировать возможности ребенка в интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Классификации видов компьютерных игр:

На развитие

  1. математических способностей,
  2. конструкторских способностей,
  3. творческих способностей,
  4. психических процессов.

Таким образом, использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

 

 

 

Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В своей работе мы соблюдаем разработанные научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.

Согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Каждое организованное нами занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком­пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 1-4 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап – 10 минут,

3 этап - 4-5 минут.

Мы разработали планирование развивающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Представляем вашему вниманию планирование развивающих игр на месяц.

ноябрь

название

цель

оборудование

ход игры

1-я неделя

Запомни пару (Смотри презентацию)

 

 

 

 

Развитие зрительной памяти

 

картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались

 

«Посмотри картинки, которые нарисовала зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

 

2-я неделя

4-й лишний

(Смотри презентацию)

развитие логического мышления, а в частности операции обобщения.

серия картинок (где из их предметов один лишний)

 

 

ребенку предлагается найти лишний предмет. Обобщить фразой или, словом остальные предметы.

 

3-я неделя

Чего не хватает

(Смотри презентацию)

развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.

 

 

картинки с недостающим предметом

ребенку нужно показать карточку и сказать: "Посмотри, здесь в каждом ряду нарисованы предметы, а в последнем одного предмета не хватает. Как ты думаешь какого (который есть и в первом ряду и во втором)?

4-я неделя

Шарик и кубик

 

учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали, по горизонтали

шарики и кубики для каждого ребенка, и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, таблички

 

 

педагог раздает детям кубики и шарики. Предлагает назвать их: «Что это? Кубик, шарик?» Затем дети соотносят объемные фигуры с их изображением на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно. «Делайте так».

 

Все занятия с детьми проходят в игровой форме, в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывая тем самым не только интерес, но и радость. Компьютерные игры мы применяем, учитывая возможности ребенка, постепенно, поэтапно усложняя игру, последовательно переходят от элементарного к более сложным заданиям.

Наши наблюдения показали, что в результате использования компьютерных игр в ДОУ, что дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в освоении компьютерного мира. Они активно рассказывают, обсуждают сюжеты, получают удовольствие от того, чего они достигли.

 

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в дошкольной педагогике накоплен определенный опыт по применению компьютерных игр в образовательной работе дошкольных учреждений.

  • Применение компьютерных игр в дошкольном детстве способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
  • У детей дошкольного возраста формируется мотивационная, интеллектуальная и операциональная готовность к овладению компьютерными средствами и использованию их в своей деятельности.
  • Компьютер помогает осуществить подготовку ребенка к обучению в школе. При рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.
Категория: Мои статьи | Добавил: Алла (12.02.2019)
Просмотров: 590 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск